30 марта – День бездомного человека или День солидарности с людьми, оказавшимися на улице. Бобруйская епархия ежегодно организовывает благотворительные акции к этой дате.
Эти мероприятия – не о показательном добре. Это о привлечении внимания к той реальности, которую мы зачастую не замечаем в беге нашей относительно ровной, благополучной жизни. О людях-невидимках, которые по разным причинам не стали полноценными хозяевами своих судеб.
Об одной из акций – в этом репортаже.
…Минут за 10-15 до назначенного времени у ворот дома №58 по улице Карла Либнехта собралась очередь. Спокойно и тихо, измождённо, но с надеждой, все наблюдали как работники центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска и представители отдела по социальному служению епархии расставят еду, разложат одежду.
– Может быть получится пальто ухватить, – сказала одна из женщин.
– Вон то зелёное красивое, если бы подошло, – говорит другая.
Всё готово. Пригласили подходить.
– Вам помидоры или такую закрутку?
– Да не важно, главное, чтобы что-то было.
Все взяли с собой пакеты или сумки. Раскрывали их, ещё стоя в очереди. Кусочек свежеиспечённого пирога, «Ролтон», хлеб, конфеты, печенье, консервация – такие продукты унёс с собой каждый. Из еды брали всё, что было. С вещами нюансов больше.
При раздаче и примерке одежды слышатся фразы:
– Ой нет, платья не для меня.
– Модная клетчатая юбка, кому?
– Смотри, джинсы на тебя.
– Нет, будут маленькие.
Марина примеряла пиджачок:
– Коротковат. Пускай лучше кому-то другому останется.
Марина пришла с Игорем. Игорь держит на руках Бусю. Бусю подобрали на улице три года назад запуганным котёнком. Она выросла и оказалась мальчиком. Сегодня питомца взяли с собой, чтобы тоже подышал весенним воздухом. У Игоря и Марины пока что есть жильё, но совсем скоро они станут бездомными. Квартиру заберут, из-за больших долгов.
Игоря с его плохим зрением не берут на работу даже дворником. Сколько не пытался устроиться. Получить инвалидность не удаётся.
– Вы можете чем-то помочь? – спрашивает Марина у меня. [Чтобы квартиру не отобрали.]
В отличие от одного мужчины, который хотел сфотографировать меня в ответ (у него в кармане оказался смартфон), а потом требовал денег, Марина не была навязчивой или агрессивной.
Я ответила этой худой, но энергичной, очень улыбчивой, несмотря на отсутствие зубов, девушке:
– Могу разве что написать об этом…
Ответ ей понравился. Она назвала адрес, фамилию. И пошла догонять Игоря с кошкой, которая оказалась котом.